В последние годы в России для линий метрополитена все чаще строятся двухпутные тоннели, концепция которых предложена ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс». Одним из элементов предлагаемой системы вентиляции является вентиляционный канал, размещенный у свода двухпутного тоннеля. Вентиляционный канал перегонного тоннеля является приточным в штатном режиме и вытяжным каналом дымоудаления в аварийном режиме. В перекрытии канала предусматриваются вентиляционные отверстия, оборудованные противопожарными клапанами.
Для линий метрополитенов с двухпутными тоннелями используется схема проветривания как для однопутных тоннелей: свежий воздух подается вентиляторами, располагаемыми на станции по вентиляционному каналу в центр перегонного тоннеля, а исходящая струя удаляется из сооружений метрополитена через станционные шахты.
____________________________________________________________________________________________________________________
С целью обеспечения работоспособности противопожарного клапана в указанных условиях эксплуатации АО «Воздухотехника» впервые в России разработало конструкцию нового клапана противопожарного комбинированного модульно-секционного с системой обогрева. При постановке клапана на серийное производство он прошел все необходимые испытания, в т. ч. теплотехнические испытания в указанных условиях.
Клапан противопожарный комбинированный модульно-секционный с системой обогрева.
Работоспособность клапана в холодный период года, отсутствие обмерзания и штатное функционирование (открытие-закрытие), должна быть обеспечена в условиях значительного перепада температур, влажности и скорости воздуха по разные стороны клапана, а именно:
Воздух над клапаном | |
диапазон температур, °С | минус 25 |
скорость потока, м/с | 7 |
Воздух под клапаном |
|
температура, °С | плюс 10 |
влажность, % | 83 |
скорость потока, м/с | 1,5 |
В связи со сложностью физических процессов реальную картину эффективности работы системы обогрева в рассматриваемых условиях эксплуатации можно получить только в ходе экспериментальной проверки.
Для экспериментального подтверждения работоспособности клапана специалистами предприятия был разработан и изготовлен специальный стенд, позволяющий провести испытания клапана в условиях, соответствующих условиям реальной эксплуатации клапана.
Испытательный стенд в климатической камере
Стенд был смонтирован в аккредитованной лаборатории в аттестованной климатической камере объемом 245 м3.
В процессе испытаний осуществлялся контроль не только температур, влажности и скорости воздуха, но и температуры поверхностей клапана в разных местах (всего 8 точек замера).
Датчики были установлены в наиболее критичных с точки зрения теплового баланса зонах клапана. Показания датчиков температуры и влажности записывались в память компьютера с интервалом 15 сек.
Визуальный контроль за состоянием створок и корпуса клапана и отсутствием наледи осуществлялся с помощью видеокамеры, установленной в вентиляционном канале стенда с «тёплой» стороны испытываемого клапана. Видеокамера выполняла запись видеоизображения в течение всего времени испытания с фиксацией отметок времени по встроенным часам.
Контроль параметров при испытаниях
В результате проведенных теплотехнических испытаний клапан противопожарный комбинированный модульно-секционный с системой обогрева типа КПВС-2Ккр-Мсн выдержал испытания на отсутствие образования льда и функционирования конструкции клапана (открытие/закрытие) в условиях, соответствующих реальным условиям эксплуатации в тоннеле метрополитена:
температура над клапаном, в вентиляционном канале минус 25°С |
скорость воздушного потока в вентиляционном канале над клапаном 7м/с |
температура под клапаном в транспортном тоннеле плюс 10°С |
влажность воздуха под клапаном в транспортном тоннеле 85% |
скорость воздушного потока под клапаном в транспортном тоннеле 1,5 м/с |
Проведённые испытания подтвердили работоспособность клапана в заданных климатических условиях.
Васильев В.В.
Советник Генерального директора по проектированию оборудования
для промышленных предприятийи атомных станций